Будет ли изучаться второй иностранный язык в школе в 2020-2021 году? Этот вопрос волнует школьников и их родителей, ведь введение данного предмета меняет программу обучения и повышает нагрузку. Перспективы внедрения дисциплины и особенности изучения рассмотрены в статье.

Станет ли обязательным второй иностранный язык

Введут ли в российских школах обязательное изучение второго иностранного языка? Пока точного ответа на этот вопрос нет: внедрение данного предмета только рассматривается Министерством просвещения РФ. Существует закон федерального значения под номером 273-ФЗ (название – «Об образовании в Российской Федерации»), на основании 12-ой и 28-ой статей которого все учреждения, имеющие аккредитацию и осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают программы обучения самостоятельно, но непременно с учетом ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов.

Согласно ФГОС, в образовательную программу любой российской школы входит предметная область «Иностранные языки», включающая основной иностранный язык, а также второй. Если с основным все понятно, то изучение второго иностранного языка вызывает вопросы. Обязательно ли оно, с какого класса вводится, как должно проходить?

Пока включение в образовательную программу иностранного второго языка носит характер рекомендательный, то есть рекомендуется ФГОС, но не обязывает преподавать такой предмет во всех школах. И впервые изучение данной дисциплины началось в 2017-ом году, когда многие общеобразовательные учреждения в РФ ввели в дополнение к основному английскому знакомство школьников с другими языками стран мира: немецким, французским и даже испанским и китайским.

Но пока образовательные государственные стандарты федерального уровня неоднозначны и далеки от совершенства, поэтому в ближайшее время они будут корректироваться и дополняться Министерством просвещения. И возможные изменения затронут изучение второго иностранного языка. В письме ведомства под номером ТС-2291/04, опубликованном в сентябре 2019-го года, указывается, что разрабатывается и обсуждается проект корректировок ФГОС.

К сведению! Пока проект корректировок ФГОС находится на стадии общественных активных обсуждений текста нормативно-правового акта. Есть вероятность, что проект будет утвержден и реализован уже в 1-ом квартале 2020-го года. Но пока одобрение задерживается: утверждение было назначено на декабрь 2019 и пока не осуществлено (вероятно, из-за сложившейся сложной ситуации с коронавирусом).

Согласно проекту возможных изменений образовательных стандартов, в предметной области иностранных языков может предусматриваться учебная дисциплина второго иностранного языка, входящего в перечень, который разработало и предложило образовательное учреждение. Такой предмет будет включаться в программу для обеспечения индивидуальных потребностей учащихся по выбору законных представителей школьников (родителей, опекунов, усыновителей), а также при создании нужных и требуемых условий.

Что это значит? Скорее всего, иностранный язык войдет в программу обучения и станет обязательным, но лишь при наличии в школе необходимой базы: квалифицированного педагогического состава, необходимой методической литературы. Кроме того, предмет будет выбираться из предлагаемого перечня. То есть можно выбрать один из нескольких дополнительных языков (помимо основного английского).

Перспективы

Пока неясно, будет ли в обязательном порядке изучаться в школах второй иностранный язык в 2020-2021 учебном году. На данный момент его по желанию внедряют в образовательные программы лишь некоторые школы (обычно это гимназии и лицеи, а также профильные учреждения).

В приказе Минобрнауки, изданном в 2012-ом и отредактированном в 2017-ом году, говорится, что запланирован поэтапный и постепенный переход на двуязычную систему освоения иностранных языков. Согласно ему, основной язык (английский) будет изучаться уже с первого класса на базовом уровне.

С пятого класса после выпуска из начальной школы ученики начнут изучать и второй иностранный язык. Освоение на начальных этапах будет ознакомительным, а далее не выйдет за рамки базового уровня (углубленно предмет может преподаваться в специализированных школах или профильных классах). Вся программа изучения рассчитана на полные шесть лет, то есть предусмотрена до 11-го класса.

Полезно знать! Вероятнее всего, в 2020-2021 учебном году обязательным второй иностранный язык не станет. Он может внедряться лишь с 2024-2025 г., причем запланированная нагрузка составит не больше двух дополнительных уроков за неделю.

Возможна ли полная отмена второго иностранного языка? Да. Министерство просвещения обязано прислушиваться к мнению образовательных учреждений, а также отслеживать результаты обучения. И если руководители и преподаватели школ посчитают внедрение дисциплины нецелесообразным и значительно увеличивающим нагрузку на учеников, то предмет может исключиться из программы. Отмена возможна и в том случае, если школьники не будут демонстрировать должных навыков и знаний во время проверочных работ и экзаменов.

Что необходимо для внедрения второго иностранного языка

Введение второго иностранного языка – непростая задача, выполнение которой требует создания условий для внедрения. И для массового полноценного обучения школьников такому предмету нужны:

  1. Подготовка большего количества компетентных кадров – квалифицированных педагогов.
  2. Пополнение штатов общеобразовательных учреждений новыми педагогами-предметниками или переподготовка существующих учителей.
  3. Изменение расписания с учетом необходимости введения дополнительных часов на освоение второго иностранного языка.
  4. Увеличение существующей нагрузки на учеников.

Такие условия пока невозможно полноценно создать в российских школах, из-за чего введение второго иностранного языка отсрочивается, а жесткие требования к внедрению не предъявляются в рамках существующих ФГОС.

Преимущества и недостатки изучения школьниками второго иностранного языка

Зачем нужен второй иностранный язык, полезен ли он для современных школьников? У такого предмета есть как преимущества, так и недостатки. Рассмотрим все плюсы:

  • Увеличение количества рабочих мест для учителей.
  • Большие возможности, открывающиеся перед учащимися. Знание иностранных языков позволяет в будущем искать работу за рубежом, путешествовать, общаться и налаживать контакты и взаимодействие с иностранцами.
  • Расширение кругозора, всестороннее развитие личности.
  • Открывающиеся образовательные перспективы. Знание дополнительного иностранного языка поможет поступить в ВУЗ широкого профиля.
  • Улучшение памяти и прочих когнитивных способностей, общее развитие интеллекта.
  • Благоприятное влияние на получение профессии и карьерный рост. Знание иностранных языков многими работодателями уже сейчас включается в перечни обязательных требований к сотрудникам. Поэтому изучение предмета поможет получить желаемую вакансию и построить карьеру.

Есть и минусы:

  • Увеличение нагрузки на учеников. А школьники и так сильно загружены, поэтому дополнительный предмет может негативно сказаться на самочувствии.
  • Сомнительная актуальность дисциплины для учеников некоторых профильных классов, например, биолого-химических и физико-математических.
  • Невозможность грамотного и полноценного преподавания из-за отсутствия нужной методической базы и компетентных учителей. В итоге уровень знаний будет низким.
  • Возможные траты. Родителя опасаются, что при отсутствии у ребенка способностей к изучению языков придется нанимать репетиторов.
  • Временные затраты на выполнение домашних заданий. За два урока в неделю учителя вряд ли смогут давать весь материал, поэтому его значительная часть будет изучаться школьниками самостоятельно дома.

Какой язык выбирать

Какой язык стоит изучать в качестве второго иностранного? На первом месте после международного и самого востребованного английского идет немецкий. Германия считается развитой страной с большими возможностями и высоким уровнем жизни. Второе место по популярности занимает французский язык, и интерес к нему возрастает с каждым годом. Также в перечень рекомендованных языков входит испанский.

Еще один входящий в списки рекомендуемых для изучения – китайский язык. Он расценивается как довольно перспективный в современном обществе: Китай стремительно развивается и привлекает молодых людей с точки зрения возможности получения хорошо оплачиваемой работы. Но пока в непрофильных школах китайский преподается очень редко (вероятно, в будущем ситуация изменится).

Изучение второго иностранного языка в 2020-2021 году вероятно, но пока точной информации нет. Ждите последних новостей и отслеживайте актуальные сведения.

Читайте также:
Изменения в образовании в 2020-2021 году