План работы библиотеки на 2020-2021 год должен составляться с учётом потребностей и запросов современных читателей, а также тенденций литературного мира. Ниже рассматриваются основные направления функционирования учреждений и важные нюансы.

Главные задачи библиотек

Каждая школьная библиотека должна выполнять несколько задач:

  • Формирование библиотечных фондов с учётом профиля общеобразовательного учреждения, потребностей учащихся.
  • Обеспечение поддержки непрерывных образовательных процессов, повышения квалификации педагогического состава, самостоятельной работы учеников.
  • Выявление и удовлетворение потребностей и запросов учащихся и педагогов.
  • Развитие у школьников информационной и читательской культуры посредством организации тематических мероприятий.
  • Повышение и поддержание качества обслуживания и оказания услуг читателям.

  • Повышение интереса к литературе.
  • Соблюдение правил безопасности, обеспечение соответствия работы библиотеки санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и гигиеническим требованиям.
  • Координация работы учреждения.
  • Разработка новых форматов взаимодействия работников библиотеки с читателями, усовершенствование существующих форм работы с посетителями.
  • Поддержание постоянного оборота литературы в общеобразовательном учреждении, обеспечение своевременной выдачи и сдачи книг.

Современная библиотека, работающая в учебном заведении, должна выполнять одновременно все эти функции.

Основные направления работы

В школьных библиотеках предусматривается несколько приоритетных направлений деятельности:

  1. Постоянная активная работа с учащимися, направленная на пробуждение и поддержание интереса к чтению и литературе.
  2. Организация различных литературных обзоров с целью предоставления доступной информации о тех или иных изданиях, произведениях.
  3. Различные акции и мероприятия, которые обычно приурочиваются к памятным датам, важным событиям литературного мира. Они могут быть общешкольными, классными или проводимыми для нескольких классов (для начальной, средней и старшей школы, для отдельных параллелей).
  4. Работа с литературными фондами.
  5. Проведение уроков культуры чтения.
  6. Поддержание взаимодействия с педагогами и родителями учащихся для постоянного обмена знаниями, получения новой полезной информации, предоставления консультаций.

Реализация масштабных проектов и программ

Функционирование библиотек должно включать реализацию различных проектов. Прежде всего, это целевые федеральные программы, включенные в планы российским правительством и уполномоченными министерствами (просвещения, образования и науки). В 2020-2021 учебном году реализуются проекты «Культура», «Охрана окружающей среды», «Информационное общество».

Также существуют разные национальные проекты, посвященные науке, культуре, городской среде и жилью, образованию, демографии, экологии. Можно выбирать и иные отрасли, такие как здоровый образ жизни, правила личной гигиены, жизнь в современном обществе, жизнь в период пандемии коронавируса. Должны освещаться самые актуальные проблемы.

В библиотеках можно проводить и мероприятия в рамках международных десятилетий эгиды ООН. Это «Сближение культур», «Восстановление экосистем», «Десятилетие действий по проблемам питания». Также нелишним будет включить в план программу, действующую в РФ, – «Десятилетие детства» (она реализуется до 2027-го года и включает поддержку детской и юношеской читательской культуры).

Организация мероприятий

Школьные городские или сельские библиотеки должны регулярно организовывать мероприятия для учеников. Причём важно подбирать тематики, которые интересны и соответствуют современным тенденциям литературы и читательской культуры.

Темы и направления мероприятий могут быть следующими:

  • Памятные даты.
  • Неделя или месяц читательской культуры, художественной, научной, фантастической или публицистической литературы, определённого автора, детской или юношеской книги. Можно выбрать любой период и посвятить его отдельному литературному направлению.
  • Обзор литературных новинок или конкретных произведений.
  • Обсуждения книг, сюжетов произведений, творчества авторов.
  • Музыкальные вечера с прослушиванием песен на слова известных поэтов (в современных и классических интерпретациях).
  • Конкурс чтецов, юных поэтов или писателей.
  • Викторина с вопросами и заданиями по конкретному произведению, жизни и творчеству литератора, отдельной области литературы.
  • Мастер-классы.

  • Изобретения и открытия.
  • Выдающиеся люди мира.
  • Сохранение экосистемы, улучшение экологии, рациональное обращение с отходами, экономия энергетических и природных ресурсов, жизнь в современной экосистеме.
  • Путешествия.
  • Мечты.
  • Достопримечательности родного города, края, местности.
  • Природные сокровища.
  • Книжные хиты.
  • Современные произведения.
  • Экранизации и театральные постановки произведений.
  • Истории взлётов и падений.
  • Поиски любимого автора.
  • Страна литературы.
  • Семейные библиотечные выходные.
  • Живая классика.

Мероприятия проводятся в различных форматах, среди которых: презентации, тематические уроки, конкурсы, дискуссии, лекции, видеоролики, короткометражные или полнометражные фильмы или мультфильмы, диалоги, посещения музеев и прочих заведений, дискуссии, театрализованные представления и спектакли, интеллектуальные игры, выставки, экскурсионные маршруты, просветительно-образовательные акции, мультимедийные проекты, фестивали.

Памятные даты и юбилеи 2020-2021 года

В 2020-2021 учебном году будет немало памятных дат. Прежде всего, это юбилеи известных литературных деятелей:

  • 200-летний юбилей Достоевского (11-е ноября).
  • 195-летие Салтыкова-Щедрина (27-е января).
  • 200-летие Некрасова (10-е декабря).
  • 115-летие Агнии Барто (4-е февраля).
  • 190-летие Н.С. Лескова (16-е февраля).
  • 135-летие Н.С. Гумилёва (3-е апреля).
  • 130-летие М.А. Булгакова (15-е мая).
  • 235-летие Ф.Н. Глинки (19-е июня).
  • 220-летие В.И. Даля (10-е ноября).
  • 130-летие Мандельштама (15-е января).

В 2020-2021-ом учебном году будут и произведения-юбиляры: «Обыкновенное чудо», «Белый Бим, Чёрное ухо», «Мастер и Маргарита», «Божественная комедия», «Гамлет, принц датский», «Недоросль», «Щелкунчик», «Горе от ума», «Собор Парижской Богоматери», «Ревизор», «Капитанская дочка», «Граф Монте-Кристо», «Сказка о царе Салтане», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Конёк-Горбунок», «Преступление и наказание», «Алиса в Зазеркалье», «История Пиноккио», «Чайка», «Собака Баскервилей», «Алые паруса», «Винни Пух», «Гранатовый браслет», «Приключения Буратино», «Над пропастью во ржи», «Крокодил Гена и его друзья».

Пример плана работы на 2020-2021 год

Примерный план работы школьной библиотеки на 2020-2021 учебный год рассмотрен в таблице:

Направление работ Сроки
Работа с библиотечным фондом, его комплектование и пополнение с учётом профиля общеобразовательного учреждения, образовательных программ и потребностей учащихся. Сюда входят составление заказов на новые книги совместно с педагогами и руководством, отправление заявок в издательства, книжные магазины или муниципальные библиотеки, отслеживание выполнения запросов, составление перечней и списков литературы, расстановка книг на стеллажах по категориям и названиям. Постоянно в течение всего учебного года
Изучение фонда, анализ состава и структуры, оценка соответствия учебным планам. В течение года на постоянной основе
Учёт и оформление новых книг, распределение по категориям, структуризация литературы. Постоянно в течение года
Оформление подписок на периодические литературные издания. В периоды заказов или продлений подписок (определяются издательствами или посредниками)
Подготовка книг на списание. На протяжении учебного года
Раздача учебной литературы. В сентябре и в течение года по необходимости
Отслеживание своевременного возврата взятых учащимися книг. Регулярно, ежемесячно
Выявление в библиотечном фонде запрещённой литературы. Сентябрь и январь
Обзоры новой литературы, информирование учителей, учащихся и родителей о поступлениях. По мере поступления новых книг в библиотеку
Составление справочной информации по запросам читателей. На протяжении учебного года
Организация просмотров и выставок, посвящённых новой и актуальной литературе. В течение года, по мере поступления в фонд литературы
Проверки помещений на соответствие противопожарным, гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Еженедельно или дважды в неделю
Выполнение санитарной обработки помещений с использованием антисептиков, специальных устройств. Регулярно. В период пандемии коронавируса рекомендуемая частота – раз в два-три часа при постоянных посещениях.
Проведение влажной уборки. Ежедневно или дважды в день
Помощь ученикам и педагогам в подборе нужной литературы. Постоянно по мере запросов
Ведение отчётности по обеспечению учащихся и педагогов литературой. С октября по июнь
Ремонт литературы, поддержание должного состояния книг. По мере необходимости
Работа с резервными библиотечными фондами: пополнение запасными экземплярами, передача излишков в другие школы. Август, а также в течение года несколько раз
Проведение тематических мероприятий. Регулярно на протяжении года
Взаимодействие с читателями: регистрация, переучёт, работа с должниками, обслуживание по абонементам, беседы, выдача и приём книг. Постоянно
Работа с учителями: информирование об активности учеников, консультации. В течение года
Повышение квалификации кадров. На протяжении года по мере необходимости

План работы любой библиотеки должен составляться перед началом учебного года. Обычно он формируется в течение лета, а в конце августа окончательно согласуется с руководством общеобразовательного учреждения и утверждается. Такой план должен находиться в учреждении у библиотекаря.

Другие материалы:

Читайте также:
Какая будет зима 2020-2021 года в Башкирии