Классный час 1 сентября 2020-2021 учебного года должен стать традиционным школьным мероприятием, но в связи со сложившейся обстановкой в России он вызывает немало вопросов у педагогов, учеников и их родителей. Ниже рассматриваются главные подробности классных часов в российских школах.

Немного истории

Классные часы в школах начали проводить ещё в СССР, и первое подобное мероприятие состоялось в 1984-ом году. Именно тогда 1 сентября перестало быть полноценным рабочим днём. В День знаний ученики знакомились, налаживали общение, обсуждали начавшийся учебный год, поднимали важные актуальные вопросы.

Классные часы стали прекрасной традицией, которая в российских школах поддерживается по сей день и позволяет налаживать доверительные отношения, сплачивать коллектив, обсуждать самые важные темы, настраиваться на рабочий лад.

Что такое классный час: суть, задачи и функции

Классный час является одной из форм воспитательной работы и взаимодействия учеников друг с другом и с классным руководителем. Это способ общения наставника с воспитанниками, позволяющий устанавливать связь, налаживать эффективное взаимодействие, поддерживать коллективный дух и сплочённость одноклассников, а также выявлять и решать текущие актуальные проблемы.

Полезно знать! Классные часы проводятся в школах регулярно, как правило, еженедельно. Но отдельного внимания заслуживает именно мероприятие, организуемое первого сентября и приуроченное к старту нового учебного года.

Классный час – это не стандартный урок, а внеурочное, но обязательное мероприятие, объединяющее всех школьников. Формат отличается от привычного хода учебных занятий и может быть практически любым. Такая гибкая по структуре и составу форма воспитательного взаимодействия позволяет учитывать возрастные особенности учеников и актуальные проблемы.

Классный час, проводимый первого сентября, должен выполнять несколько задач:

  • Настраивать школьников на рабочую волну, дисциплинировать их. После длительного отдыха и продолжительного пребывания вне стен общеобразовательных учреждений дети расслабились, отвыкли от учёбы. Задачи классного руководителя – мотивация, стимулирование, настрой на учебный лад.
  • Налаживать контакт, искать общий язык. Классный руководитель должен расположить воспитанников к себе, продемонстрировать свои намерения вести продуктивную совместную работу, показать лояльное отношение, но при этом создать и поддержать авторитет.
  • Объединять учеников, создавать сплочённый единый коллектив и поддерживать дружеские доверительные отношения между одноклассниками. Классный руководитель может начать непринуждённую беседу на интересные всем темы, предложить общие интересы или идеи.
  • Обсуждать актуальные волнующие проблемы, косвенно или напрямую влияющие на школьную жизнь, учеников, ход образовательного процесса.
  • Напоминать правила поведения в школе и вне школы, например, в общественных местах, в транспорте, на дорогах, на улице.
  • Прививать и укоренять нормы морали, жизненные принципы, нравственные устои, важные личностные качества. Также следует объяснять главные обязанности школьников перед педагогами и учебным заведением, перед родителями и близкими людьми, друг перед другом и перед собой.

Будут ли проводиться классные часы в 2020-2021 учебном году

Первое сентября 2020-го года может стать нестандартным из-за обстановки, сложившейся в России в связи с коронавирусом. Хотя министр просвещения РФ Сергей Кравцов уверял всех, что ученики придут в школы, всё же массовые мероприятия продолжают оставаться под запретом и не будут разрешаться в ближайшее время в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции.

Например, линейка пройдёт в ином нестандартном формате, исключающем скопления людей. О ходе данного традиционного мероприятия ничего не сообщалось, и организационные моменты ещё обсуждаются (окончательные решения должны быть приняты до 20-го августа на федеральном и местных уровнях). Но классные часы отменять никто не собирается, ведь они проводятся отдельно для учеников разных классов, а этого ВОЗ и Роспотребнадзор не запрещают.

Что касается даты проведения классных часов, то в 2020-ом году она будет стандартной – 1 сентября. Число выпадает на будний день, поэтому не переносится. И хотя занятия проводиться не будут, классный час состоится именно в День знаний.

Темы классных часов

Темы классных часов, проводимых первого сентября, могут быть самыми разнообразными. Они выбираются педагогами с учётом возраста воспитанников, актуальных проблем, а также обстановки в России, в конкретном субъекте и в мире.

К сведению! До 2018-го года во всех школах устраивался Единый классный час, тематику которого определяло Министерство образования и науки. Но экс-министр образования Ольга Васильевна предложила отменить общую тему и предоставить право выбора общеобразовательным учреждениям.

В таблице рассмотрены возможные темы для учащихся разных возрастов:

1 класс, начальная школа (с 1-го по 4-ый классы) «Урок мира», «Личная гигиена», «Жизнь и учёба во время пандемии коронавируса», «Правила безопасности в школе, дома и в общественных местах», «Родина», «Я и школа», «Путешествие в мир знаний», «Знакомство со школой», «Друзья и дружба».
5-7 классы «О семье и семейных ценностях», «Моё место в мире», «Правила личной гигиены», «Как сохранить здоровье», «Как коронавирус повлиял на нашу жизнь», «Здоровый образ жизни», «Что я могу и умею», «Чем я могу помочь стране», «Учёба и жизнь в школе».
8-ой, 9-ый классы «Твори добрые дела и помогай», «Мир в период коронавируса», «Чем я могу пригодиться в обществе», «Мои обязанности и права», «Здоровый образ жизни», «Нет вредным привычкам».
10-ый, 11-ый классы «Как я вижу своё будущее», «О профессиях», «Взрослая жизнь после школы», «Как сохранить здоровье и защитить близких в период коронавируса», «Моя страна – Россия»

Конкретные примеры с описаниями

Рассмотрим несколько отдельных примеров:

  1. «Жизнь в период коронавируса». Педагог рассказывает об инфекции, симптомах, мерах профилактики.
  2. «Здоровье». Затрагиваются составляющие здоровья, способы его сохранения, основы здорового образа жизни, наиболее распространённые заболевания.
  3. «Россия – моя родина». Обсуждаются важные этапы истории страны, её достижения, место в мире.
  4. «Семья». Педагог поднимает темы семейных отношений и ценностей, а ученики рассказывают о своих семьях или высказывают мнения о семейной жизни.
  5. «Личная гигиена». Освещаются основные правила повседневной гигиены.
  6. «Урок мира». Обсуждаются вопросы важности мирного урегулирования и предотвращения конфликтов.
  7. «Профессии». Рассматриваются актуальные профессии и специальности.
  8. «Мир знаний». Ученики узнают о школьной жизни, предметах, ходе занятий, организации самостоятельной работы.
  9. «Моё место в мире». Обсуждаются вопросы помощи близким и тем, кто нуждается в поддержке. Делается акцент на существовании в обществе и взаимодействии с ним.
  10. «Мои таланты». Ученики рассказывают о своих умениях, а классный руководитель делает упор на то, что любые способности можно применять в повседневной жизни, профессиональной деятельности.

Возможные форматы

Существуют разные форматы классных часов:

  • Дискуссионные: лектории, конференции, встречи и беседы с приглашёнными гостями, диспуты, круглые столы, дискуссии.
  • Состязательные: конкурсы, турниры, олимпиады, викторины, презентации.
  • Творческие: выставки, презентации проектов, фестивали, концерты, спектакли, устные журналы.
  • Игровые: ролевые, интеллектуальные и сюжетные игры.
  • Психологически-просветительные: исследования, тренинги.
  • Подвижные: эстафеты, малые олимпиады, тематические дни (здоровья, атлетики, спорта), весёлые старты.
  • Разговорные: беседы, обсуждения, лекции, диспуты, конференции, круглые столы.
  • Внешкольные: экскурсии, посещения разных заведений и учреждений, походы.

Для классного часа, посвящённого 1 сентября, лучше выбирать дискуссионные, разговорные и психологически-просветительные форматы, так как все остальные требуют более тщательной подготовки и активного участия школьников, которое невозможно в период летних каникул. Определять форму мероприятия следует с учётом школьных условий, опыта воспитательной работы педагога, интеллектуальных и возрастных особенностей детей, обстановки в мире и стране, запросов и интересов учеников.

Ход и структура классного часа

Сценарий классного часа разрабатывается педагогом с учётом выбранной основной темы. Классный руководитель составляет план и следует ему. В структуре мероприятия выделяют несколько частей:

  1. Вступительная торжественная. Это приветствие учеников, их поздравление с началом нового учебного года и Днём знаний, напутственная речь и пожелания.
  2. Организационная. Классный руководитель может представить новых учеников или организовать знакомство одноклассников друг с другом (если класс только сформирован). Также педагог озвучивает тему, ход мероприятия и основные моменты, привлекает внимание к важности обсуждаемых проблем, заинтересовывает воспитанников.
  3. Основная. В ходе этой части раскрывается главная тема, ведётся активное обсуждение. Учащиеся могут высказывать мнения, задавать вопросы, делиться точками зрения.
  4. Заключительная. Педагог подводит итоги занятия, ещё раз акцентирует внимание на важности затронутых проблем, озвучивает тезисы. Также учитель может стимулировать учеников, настраивать их на самовоспитание, совершенствование, включение в работу, дисциплинированность.

Стандартная средняя продолжительность классного часа – 40 или 45 минут. Но для учеников младших классов длительность может сокращаться до 20-30 минут. Для старшеклассников, наоборот, продолжительность в некоторых случаях увеличивается до 60-70 минут, если тема сложная, либо проблемы заинтересовали учащихся и вызвали бурное обсуждение.

Как правило, классный руководитель придерживается составленного плана, но может менять его с учётом заинтересованности школьников, выбирать запасные варианты или даже импровизировать, учитывая запросы и участие воспитанников в ходе занятия.

Советы педагогам

Чтобы классный час прошёл живо, интересно и продуктивно, следует соблюдать несколько рекомендаций:

  1. Проводите классный час оригинально, используя креативные и современные форматы занятий.
  2. Вовлекайте учеников в ход классного часа, чтобы они принимали непосредственное участие в обсуждении темы и высказывали собственные мнения.
  3. Предложите школьникам несколько тем, чтобы они смогли выбрать наиболее интересную и актуальную.
  4. Отслеживайте и оценивайте реакцию учеников на те или иные проблемы. Обсуждайте вопросы, которые особенно заинтересовали школьников.
  5. Применяйте современные методы представления информации: видеоролики, презентации, яркие изображения и иллюстрации.

Классный час 1 сентября – это не просто стандартный урок, а важное занятие, на котором поднимаются и обсуждаются важнейшие темы, решаются организационные вопросы, возобновляется и налаживается взаимодействие школьников друг с другом и с педагогами. И продуманная организация такого мероприятия позволит провести его интересно и продуктивно.

Еще об образовании:

Читайте также:
Какая будет зима 2020-2021 года в Волгограде