В любое время в нашей стране рядовые граждане ругают чиновников, силовиков и учителей. Ситуация с последними неоднозначна — хорошие педагоги заметно разбавляют плохих представителей профессии. Однако ругают школу и ее работников люди не перестают. При этом большинство родителей мало следят за изменениями в школьной системе. Многие даже не в курсе какие будут предметы в 5 классе в 2020-2021 году.

Особенности перехода в среднее звено из младшей школы

Ни для кого из родителей не является секретом то, что в 5 и последующих классах добавляются или изменяются учебные предметы. Однако еще 15-20 лет назад у учащихся младшей школы было иное количество дисциплин, да и назывались они по другому. Обязательный в школах России предмет «Технология» раньше скромно назывался трудами, а «Окружающий мир» был природоведением уже со второго класса, а не с 4 или 5 как это происходит сейчас.

По этой причине многие родители думают, что ничего особенного не происходит при переходе в 5 класс. Однако основная суть не в изменении названий школьных дисциплин после окончания начальной школы — в среднем звене увеличивается и общий объем занятий.

Необходимо понимать, что новые учебные предметы выбирают не учителя — дисциплины заблаговременно определены нормативно-правовыми актами, различными законами и т.п. При этом не стоит забывать про вариативную часть школьных предметов, допустимую ФГОСами.

Наиболее вероятный перечень учебных дисциплин в 5 классе

На текущий момент в системе есть некая путаница, касающаяся неупорядоченных наименований учебных дисциплин и школьных предметов, находящихся на стыке наук. В каких-то школах дети изучают обществознание и биологию, в других граждановедение и естествознание, а в третьих только природоведение.

Базовый список дисциплин обычно такой:

  1. Русский язык.
  2. Литература.
  3. Математика.
  4. Технология.
  5. Информатика.
  6. Обществознание.
  7. Иностранный язык.
  8. Физическая культура.
  9. История Древнего мира.

Важно не забывать, что этот список вариативен — однако почти в любом образовательном учреждении в 5 классе преподают все перечисленные дисциплины. Отдельно же стоит выделить еще несколько дисциплин — часть из них тоже будет в обязательном списке.

Внимание! Стоит помнить, что в разных школах помимо нового предмета «Биология» может сохранятся и прежнее «Природоведение». Это не является нарушением, т.к. часто общее количество часов на оба предмета в итоге остаются таким же, как и в случае выбора только одной дисциплины.

При этом часто в борьбу биологии с природоведением включается и дисциплина «География». В случае «победы» природоведения, школы иногда переносят введение географии в программу обучения на 6 класс. Другие же образовательные учреждения могут включить все эти дисциплины в учебный план и в 5 классе, заодно введя и ряд других предметов, не преподаваемых в соседних школах.

Вероятные отклонения от стандартного списка предметов

Некоторые родители после изучения вышеприведенного списка могут сказать, что у их ребенка значительно больше предметов. Этому есть вполне логичное объяснение. В зависимости от вида образовательного учреждения и имеющегося педсостава преподаваемые дисциплины могут меняться.

Не стоит забывать и про национально-региональные компоненты учебного плана, а также про вариативную часть занятий, определяемую самим образовательным учреждением. Возможность перераспределения учебной нагрузки позволяет школам «маневрировать», составляя особые учебные планы и программы с включением довольно необычных предметов. Большинство образовательных учреждений испытывают дефицит кадров, поэтому довольствуются базовой программой, распределяя имеющееся количество вариативных часов на стандартные дисциплины. Некоторые же школы внедряют какие-то близкие предметы, придумывают что-то нужное для детей или заблаговременно вводят более «старшие» дисциплины в качестве ознакомительного раздела.

Вполне допустимы такие учебные предметы:

  1. Музыка.
  2. Экология.
  3. Естествознание.
  4. Граждановедение.
  5. «Введение в религию».
  6. История края, региона.
  7. Второй иностранный язык.
  8. Изобразительное искусство.
  9. Мировая художественная культура (МХК).
  10. Национальный язык, отличный от русского.

Стоит обратить внимание на предмет «Введение в религию». По сути он не является конкретной учебной дисциплиной — это лишь один из множества вариантов религиозно-этических дисциплин, преподаваемых в 4 или 5 классе. Это могут быть и мировые религии, и православие, и связь этики с какой-то конфессией.

Отдельно необходимо подчеркнуть и связь предметов «Музыка», «ИЗО» и «МХК». Обычно музыку и рисование в более старших класса в каких-то школах раньше просто убирали. В других же оставляли только музыку. Сейчас при наличии педагога предметы объединяются в «МХК» или еще какой-то подобный предмет, посвященный культуре и искусству различного вида.

Возможные изменения образовательных стандартов и учебных планов

Еще недавно ФГОСы были чем-то вспомогательным и не таким солидным. Теперь госстандарты образования приводят в надлежащий вид, стараясь достичь единства учебного процесса в разных школах страны. Изменение системы контроля качества выпускников среднего и старшего звена привели к очередной модернизации стандартов обучения.

При этом важно понимать, что каких-то особых перемен в плане кардинальной смены учебных дисциплин не предусмотрено — основные предметы останутся на прежнем месте. Однако систему регулярно «перетряхивают», внедряя какие-то новые штрихи в учебные планы.

Внимание! Обычно школьная документация планирования учебного процесса готова уже в августе. В случае принципиального значения наличия тех или иных предметов, родители могут заблаговременно ознакомиться с перечнем ожидаемых дисциплин, чтобы попробовать перевести ребенка в другую школу.

Некоторым родителям важно сколько предметов будет учить ребенок либо из-за определенных дальнейших планов с поступлением, либо из-за нежелания нагружать лишними укорами. Мотивы противоположны, однако всем родителям не стоит забывать, что между пятым и девятым классом несколько учебных лет. Каждый год будет насыщен изменениями, поэтому лучше ориентироваться на удобство посещения школы и способности школьника, а не на планы родителей.

То, что изменяются предметы в 5 классе в 2020-2021 году не является чем-то необычным или неожиданным. Система образования не стоит на месте, модернизируясь под нужды современного общества. При этом общая основа с традиционными школьными дисциплинами неизменна уже много лет и преподается во всех образовательных государственных учреждениях. Впрочем, не стоит забывать, что в лицеях и гимназиях могут быть дополнительные предметы, нехарактерные для школ с базовыми программами обучения.

Читайте также:
Каникулы у студентов в 2020-2021 году